Растерянность — это программа переосмысления действительности.
Это состояние нейтрально само-по себе, однако (как и всегда), очень пугает перспектива в нем застрять. Мы ценим целенаправленность и устремленность, жизнь коротка и надо успеть. А тут вдруг... растерянность. И вроде бы помнишь, чего хотел, но отчего-то не встает... тело, чтобы делать это вот всё, что надо. Не веришь в собственные цели, все кажется бессмысленным, практически невозможно принять никакое решение, картинка радужного будущего не складывается, мир как будто рассыпается. И чем более пугаешься этого состояния, тем крепче в нем застреваешь.
Растерянность означает что в жизнь стучится что-то новое. Произошло какое-то изменение. Может быть изменился мир вокруг, а может быть я сам изменился, и вдруг увидел реальность под новым углом. И мои старые планы уже не подходят к этой новой реальности. Мозгу надо все заново пересчитать. Вводных данных слишком много, но они устарели, а новых наоборот, недостаточно и система тормозит внешнюю активность, чтобы не наломать дров. Растерянность.
Растерянность ведет нас к новому. Где-то там, под слоем внешней растерянности кипит работа по созданию нового смысла. Он пока не готов, извините, но мы работаем... В этот момент лучше не перегружать систему попытками следовать старым планам. Все равно ничего не выйдет. Надо подождать. Заняться чем-то простым и надежным, может физическим трудом. Не забывать дышать, делать зарядки... Тогда растерянностью можно даже наслаждаться. Это такое пребывание в нигде, между смыслами...
В этот период хорошо подумать "о главном". Помечтать. Задавать себе вопросы о целях, смыслах, ценностях. Чтобы ускорить перезагрузку реальности можно сознательно делать ошибки. Тоесть, поисковые действия, которые с низкой вероятностью приведут к "успеху" но зато укрепят связь с реальностью, и поддержат мозг в условиях нехватки данных. Это может быть и что-то чего давно хотел, но не решался. Сделать это не для "успеха", а для опыта и обратной связи. Оценив риски и принимая заранее, что все будет неидеально.
В какой-то момент новый смысл неизбежно будет выкован во внутренней кузнице смыслов. Потому что мы не можем без смысла. Смыслы это внутренние связи нашей личности, это каналы, по которым движется энергия сознания, возбуждая мысли, рождая чувства и толкая нас к действиям. Мы практически рабы смысла. Так что в растерянности можно наслаждаться... относительной свободой.
Обида это эмоциональный бутерброд. Слои. Хлеб, масло, может икра... что кому нравится. Основа тут — триггерная эмоция, (какая-то боль). И на нее реактивная, это может быть злость, горечь, печаль, презрение... или микс.
Обида — не просто эмоция. Это сложная эмоциональная стратегия. Не случайно отказ от этой стратегии обозначают словом (у)простить.
Обида переносит ответственность за реакцию на обидчика. Это отражается и в семантике. Нам трудно сказать: я обиделся. Нет. Это ты — меня обидел. Как будто не было выбора. Автором наших чувств и ответственным за ответные действия 😊 назначается обидчик.
Впрочем, выбора и вправду не было. Триггерные эмоции они такие. Выбор был сделан когда-то давно, в детстве. Когда мы были маленькими и полностью зависели от взрослых. И боль, которую нам причиняли, попадала прямо в открытое сердце и от нее было некуда деться. И чем мы могли ответить?! Закрыться, надуться, устроить истерику вот и все наши ответы. Только вот мы уже не дети.
Обида — это когда я сохраняю, удерживаю, а иногда и усиливаю причиненную мне боль. Для того, чтобы транслировать обидчику чувство вины. Чувство вины требует наказания. Мы можем наказывать сами или предоставлять это делать полю. Такая домашняя магия.
Обида — полезная в хозяйстве вещь. Она разрешает делать другому гадости. Дает чувство оправданности в каких-то нелигитимных действиях. — Так-то, я человек хороший. Но он меня обидел. Так что держись теперь. Очень выгодно. Некоторые обиду любят и прямо-таки эксплуатируют.
Полезная-то она полезная, но к сожалению очень дорогая. Потому что хранить боль, — так себе мероприятие. Суть акта прощения — это отпускание своей боли и освобождение другого от чувства вины.
Бывают книги, которые взрывают мозг. Ненасильственная Коммуникация — Маршалла Розенберга, именно такая книга. Примеры в книге вдохновляют! Совершенно патовые ситуации разрешаются на раз-два. И это кажется так просто! Но практика быстро обламывает. Ни фига это не просто.
Приходит аналогия с Танго. Базовое движение — сaminada, просто шаг. Мы все умеем ходить. Но в танго нужно идти иначе. Наш обычный шаг — это серия контролируемых падений. Когда вы падаете на партнера — это совсем не ОК.
В танго-шаге иначе распределяется вес, другая динамика шага, всё немного другое. Самое простое в танго — оно же и самое сложное. Чтобы сделать один шаг, мы задействуем в сложном порядке более 200 мышц. На автомате, неосознанно. Научить себя ходить иначе — очень не просто.
Ненасильственная коммуникация — это не просто набор речевых конструкций и манипуляционных приемов. Это другой способ мышления и восприятия. Вы учили другой язык? Помните языковой барьер, да? Пока вы думаете на одном языке, а говорить пытаетесь на другом — ваша система перегружена. Все звучит коряво и неестественно. Вы плохо понимаете что вам говорят и говорите часто не совсем то, что хотите выразить.
Вот и в ННО тоже самое. Даже сложнее. Надо перестроить мышление. И язык-то вроде тот же самый. Чуть-чуть другой. Как шаг в танго. Нужна практика, а где её взять?! Только ближние. Но первое время попытки на говорить на новом языке выглядят не очень-то естественно. На этом этапе почти все и бросают, с поспешным выводом: НЕ РАБОТАЕТ.
Насилие - это объективация, игнорирующая чувства того, к кому оно применяется. Насилие, о котором идет тут речь — зашито в семантике языка. Оно привычно, одобрено, оно выглядит естественным. Мы применяем его из лучших побуждений. Но оно не перестает от этого быть насилием. И вызывает защитные реакции. И это рушит коммуникацию.
Когда удается перестроить мышление и самовосприятие, конструкции становятся не важны. Вы начинаете слышать и распознавать все эти пассивные залоги, оценочные суждения, сравнения, повелительные наклонения, требования, предсказания, советы, диагнозы, обобщения — интуитивно. Без того, чтобы внутренне сверяться с заученной схемой.
И когда этот барьер взят, наступает свобода. Именно свобода — это то, что несет нам эмпатическое мышление. Свобода от собственных малоосознанных защитных реакций, которые постоянно приводят к результатам, прямо противоположным целям коммуникации.
И возможности этой новой свободы явно чувствуются в примерах, из которых книга состоит более чем наполовину. Но Розенберг — мастер. И легкость, с которой он попадает в самое сердце собеседника — обманчива. Когда же мы приближаемся к ближнему, размахивая мечом новых знаний с целью причинения добра — от нас почему-то бегут. Странно. Наверное, это неправильные пчелы. И, конечно, неправильный мёд.
Именно об этом был предыдущий пост. Нужна практика, и она начинается с себя. Методы ННО, не работают, если практикующий действует не из сердца. Легко искать проблему в другом, но начинать практику всегда следует с себя.
Сейчас развелось много адептов радужного насилия. Которые ради мимимира и гагармонии советуют что-нибудь от себя оторвать и выбросить. И чувство вины частенько попадает под эту раздачу.
Вина и стыд — социальные чувства. Чтобы их испытать, нужен оценивающий, значимый другой. Вина направлена вовне, стыд внутрь. Вина возникает, когда отрицательную оценку получают действия. А стыд, — когда весь ты, твоя ценность оценивается как минусовая. Мы сегодня больше про вину.
Вина подразумевает искупление. Ты делаешь что-то хорошее для восстановления баланса, который нарушен неправильным действием. Либо тебе делают что-то сопоставимо плохое — наказывают.
Это функционал. Вина служит как бы ограничителем дисбаланса в отношениях. Обозначает границу приемлемых действий. Это ни хорошо ни плохо, это так работает.
Но дальше начинается интересное. Социальные стратегии мы нащупываем в детстве, интуитивно, и взрослые далеко не всегда мудры и адекватны в обозначении своих границ. Поэтому у нас могут сложиться достаточно странные стратегии.
Еще раз, вины не бывает без оценивающего другого. Этим "другим" могут быть и ваши убеждения. Когда чувство вины возникает на сознательном уровне, ну накосячил, виноват, чё... тут просто придумываешь как все исправить. ) Это и есть позитивная составляющая вины.
Однако, этот "оценивающий другой", может запросто сидеть значительно глубже внутри и рулить вами из подсознания. На рациональном уровне вы уже давно не согласны с этой оценкой. Но где-то там внутри сидит какая-нибудь бабушка, и говорит: "шалава" всякий раз когда ты выходишь на улицу в чем-то ярком. И это необознавааемое чувство вины тоже требует наказания. И мы можем себя наказывать очень хитро, и уже вообще не понимать за что. И не видеть в упор, своего авторства в этих инсценировках.
В моей практике работа с виной, в первую очередь именно про нахождение этой оценивающей персоны. Только это позволяет увидеть ситуацию из вне и развязать её. Пока я нахожусь внутри своего чувства вины, все что я могу делать — вытеснять или убегать.
Еще интересный момент, когда чувство вины становится защитной стратегией. Например, ребенок делает что-то и не думает что это плохо, а может и радость испытывает. Письку трогает, мелочь тырит, вещь ценную сломал, неважно. Нет у него чувства вины за это. Но об этом узнают. И все меняется.
И вот, я вины-то не чувствую. Чувствую страх. Угрозу. Могут вломить, что мало не покажется. Не раскаешься могут и двойную дозу. Но если я сделаю ооочень виноватый вид, то может обойдется внушением и не побьют. И вот я принимаю эту вину. И получилось! Поорали, но ремня удалось избежать! Успех.
И дальше эта стратегия трансформируется, так что в любой ситуации когда есть опасность вызвать чье-то недовольство, я начинаю превентивно испытывать чувство вины. На всякий случай. Так безопаснее. Никто не обвинит, я и так виноват.
Вот как-то так. И напоследок, рецепт. Чтобы надежно избавиться от чувства вины и никогда его не испытывать нужно обесценить всех "других" из прошлого, настоящего и будущего. Тогда и оценки их не будут иметь никакого значения. Кажется, это называется эгоизм?
Интерес влечёт. Это род желания, удовлетворение потребности проникнуть в суть, познать. В основе всегда лежит ощущение каких-то новых возможностей, открываемых этим знанием. Эти возможности связаны с ценностями, (осознаваемыми или нет, неважно).
Интерес затягивает в поток деятельности, но внутри потока есть своя логика. Для сохранения интереса важно поле неопределенности, влекущее новым познанием и новыми возможностями. Как только исчезает непределенность, немедленно угасает и интерес. Остается логика процесса, основанная чаще на суррогатном, бубновом, но тоже себе интересе.