Клиентка, запрос успокоиться. — А что беспокоит? — Злюсь как-то много... Сходила на два урока танго. Дико бесят партнёры все до единого. Ничего не получается. Абонемент на месяц...
— Интересно. Давай посмотрим как это проявлено в теле... Пульсирующий сгусток в животе... Что-то про "двигаться только вперед". Оказывается, в 5 лет брат подкрался сзади и сунул за шиворот лягушку. И ряд в чем-то похожих событий, в результате которых пространство за спиной ощущается небезопасным.
А в танго мужчина ведет женщину спиной вперёд почти постоянно. И адекватная, в общем-то реакция по отстаиванию собственных границ. Только здесь ее триггером является необходимость двигаться спиной вперёд. Бедные партнёры...
— Кстати, я тоже танцую танго лет.. уже 9. И если хочешь сэкономить время, я могу тебе объяснить базовую технику. Без должной скромности, умею объяснять телесные вещи наглядно и доступно. И, кстати, у меня сегодня свободен вечер.
Вообщем вот. Заработал денег частным уроком танго.) Очень доволен. Масса удовольствия. Заодно и у меня закрылся гештальт. Ну и в список того что я для вас могу добавился ещё один пункт. )
На видео — наш контрольный танец в конце занятия.
Редко приходится работать с детьми, но с детьми работа бывает очень интересной и непредсказуемой. А иногда это еще и красиво.
Недавно привели мальчика, назовем его Сашей. Болит плечо. Левое. Нахожу способ надавить, так чтобы боль была постоянно ощутимой, но не слишком сильной. — На что похожа боль? - Иголка. Что-нибудь еще об этой иголке? - Серебряная иголка. Зачем она почему непонятно.
Второй рукой расширяю зону, включая область сердца. Прошу погрузиться в нее вниманием и рассказать что там?
Там город. Старый город. Но в центре этого города - современный небоскреб. Он пустой. А в старых домах, живут люди, семьи... Небоскреб угрожает городу. Он страшный. Старые дома от него становятся более ветхими и начинают разваливаться...
Спрашиваю, где в этой картине иголка и как она связана с городом? Иголка лежит на облаке. Облако зависает над небоскребом. Из облака начинает идти дождь. Небоскреб от этого дождя тает. И довольно быстро тает полностью. На его месте остается красивое озеро.
А где иголка?! — Иголки больше нет. — А что плечо? — Прошло. Весь сеанс занял минут 15-20.
Через пару дней написал маме, как плечо? Таки прошло. Историю мне разрешили пошерить. По моему она удивительная.
Запрос на тему контакта и доверия... Добираемся до напряжения в районе солнечного сплетения. Усиливаю его, надавливая в эту область. — На что похоже это ощущение? — Похоже на... тряпку, как будто что-то завернуто... — Ага, можешь её развернуть?! — Да... Это скатерть... — И что там? — Там... пятна, грязные. Она их прячет. — Спроси, что это за пятна? — Это... порочность.
— Откуда взялись эти пятна? Попроси указать на событие-источник. В ответ разворачивается картинка. 6 лет, подружка поставила плохо спрятанную родителями видеокассету с жестким порно... Все хихикали, но было стыдно, этого нельзя было видеть. — Порочность... Что ты хочешь чтобы произошло с этими пятнами? — Чтобы они исчезли. — Как это может произойти? — Не знаю. Никак.
Повисает ощущение трагической безысходности. Необратимой беды. Адам съел яблоко, увидел что наг и это не развидеть обратно. Я на мгновение теряюсь. У меня еще не было такого... В голове проносятся привычные, но явно не подходящие тут схемы работы с телесными метафорами. Нуу... Знаешь что... Скажи этой а, скатерти вот что: "Причуды взрослых не имеют ко мне отношения. Ты можешь больше не хранить эти пятна. Это не моя порочность". — А что, так можно?! — Конечно!
Солнечное сплетение становится мягче. — Что происходит? — Пятна исчезли. —А скатерть? — Скатерти тоже нет. — Какие ощущения тут? — Отпустило. Уже не больно совсем. — Ну и прекрасно. Глубокий вдох...
— Тело меня не слушается. Я с ним пытаюсь говорить, а оно молчит. — А... и как это происходит? — Ну, я говорю например, какому-то органу: Исцелись! А он молчит.
Это примерно, как вот, мы тут сидим, у нас жизнь какая-то сложная, проблемы там разные... и тут приходит депеша. От президента, от самого. И там написано: Увеличить надои! Вдвое и срочно! НадОи. Путин. И постскриптум: Пожалуйста. И что мы ему ответим? У нас и коров-то нету...
Разговор с телом происходит не так. Надо больше слушать, чем отправлять директивы. Телу нужно внимание. Внимание это универсальный лекарь. Когда ощущение в некой области тела получает внимание, там автоматически запускаются процессы наведения порядка.
Ничего не нужно. Не надо воображать этот свет, пулеметы, расстреливающие болезнь, отправлять директивы, просить, приказывать и прочие глупости. Просто прислушиваться к ощущениям. Дышать. Принимать то, что происходит.
Тело говорит с нами ощущениями. Ничего не болит внезапно. Копится по капле. Ощущение нарастает медленно. Если долго его игнорировать, оно переходит порог интенсивности, за которым воспринимается уже как боль. Но и боль это только ощущение, такое же как и любое другое. Это как бы крик: посмотрите на меня!!!
Принимающее внимание - это то, что лечит. Транслируя, что угодно, вы снижаете эффективность чистого внимания. Вы недовольны тем что происходит, вы не хотите того потока переживаний, который проходит через вас в этот момент, вы лучше знаете что должно происходить. Вы боретесь. Вместо того, чтобы помочь больной клетке, вы перекрываете ей кислород. Шоб не орала. Возможно так поступали и с вами...
У каждой клетки есть свой разум. Именно такой, какой нужен ей на её месте. У каждого органа свой коллективный ум. В организме царит коллективизм и взаимовыручка. Между билионами клеток безумно сложные, но идеально выстроенные связи.
И при этом, всё, что происходит в теле, обслуживает какие-то задачи, которые мы ему поставили. Часто поставили и забыли. Проникнуть в смысл происходящего можно только очень внимательно прислушиваясь, принимая, позволяя ощущениям неторопливо разворачиваться. И тогда что-то начинает меняться... Только так.
Иные клиенты приходят с запросами не про тело и даже не внутреннее состояние... Запрос относится к внешней ситуации. И это нормально. ) Часто болеют дети, неприятности на работе, потерялся кот, сложные отношения с близкими... с такими вещами тоже приходят работать через тело! Расскажу [c согласия клиента] о механике такого волшебства на примере недавней сессии.
Итак, запрос касался отношений с начальством. Добрую половину сессии мы обсуждали эти отношения. Ситуация такая: Светлана испытывает избыточный контроль и давление со стороны руководства на своей прекрасной (во всех остальных отношениях) работе. Начальница внезапно заподозрила её в некомпетентности и устраивает проверки. Света, несмотря на уверенность в своих знаниях и навыках, ведётся и раз за разом подтверждает худшие опасения начальницы.
Запрос выражается в желании эту ситуацию изменить. Перенаправить запрос на внутреннее состояние в беседе не удалось. Ммм... Казалось бы, запрос, не имеет отношения к... массажу, да?
Дальше сессия разворачивается так: переходим на кушетку, я предлагаю вспомнить одну из неприятных ситуаций и описать ощущения в теле. В теле - парализованность, и эпицентр этого напряжения - в груди. Я нахожу движение, усиливающее это ощущение, прошу дышать определенным образом и наблюдать за изменениями ощущений.
А ощущения - это такая субстанция, которая находится в постоянном движении. Ощущения возникают и исчезают, это основное их свойство, остаться с вами надолго они могут только в случае если упорно их игнорировать. Получая же внимание - ощущения немедленно начинают меняться…
Итак, мы начинаем взаимодействие с телесными ощущениями (чувство парализованности) и образами, которые из этих ощущений рождаются. Выплывает метафора подросткового бунта, и центр интенсивности ощущений перемещается ниже, в живот. Некоторое время мы работаем с этим новым образом и новыми ощущениями.
Я делюсь всплывшим у меня образом экзамена и он находит у Светланы отклик. Некоторое время мы взаимодействуем со страхом провала на экзамене. Возникает образ "идеи неудачи" - она воспринимается как нечто внешнее; красная, колючая сущность, которая возникает в пространстве сознания, "хватает за горло" и вызывает очень конкретные телесные ощущения. Я снова нахожу способ усилить и продышать эти ощущения - и (как любые ощущения) в процессе наблюдения - они меняются.
Вместе с изменением ощущений меняется и образ - "идея неудачи" становится мягкой и бесцветной, а потом и вовсе куда-то пропадает. Меняется и отношение к проблеме. Возникает новый выбор, которого раньше в этой точке не было. В следующие несколько дней Светлана с блеском сдает устраиваемые ей "экзамены", начальница расслабляется и полностью отпускает контроль. Вот так. )
Узоры внешних обстоятельств вокруг -- это всегда продолжение наших состояний и отражение структуры наших ощущений. Так что, влиять на ситуацию, перемещая субстанцию ощущений в теле - возможно. И ключом к этим перемещениям является… наше внимание. Медленно или быстро, но в луче нашего внимания - ощущения всегда меняются. С изменением ощущений меняются и чувства... Когда меняются чувства - и мысли приходят иные... и обстоятельства снаружи потихоньку начинают выстраиваться иначе.
На Випассане у меня случилась довольно страннная и не вполне еще мне самому понятная такая, автосессия. Так вот.
Пару лет назад у меня появилась проблема с плечом. Я внезапно обнаружил что более не могу спать в любимой позе: на спине, закинув руки за голову. Плечо стало болезненно тянуть. Во время медитаций оно тоже болело, если отвести левую руку на колено, минут через 15 начиналось... В прочих же жизненных ситуациях не мешало поэтому и срочности не было...
Было не очень понятно что это и откуда. Но у меня же есть опыт самостоятельной работы с психосоматическими симптомами. И отъезжая на випассану я решил с этим вопросом разобраться.
Пропущу излишние подробности, но с самого начала я стал как-то очень ощущать сердце. Сперва мне это даже понравилось, я стал наблюдать и синхронизировать сердце с дыханием... Однако, на второй день анапаны оно уже колотилось так, что чуть не выпрыгивало... Пульс при этом был 60, но ощущения - очень сильные.
И я стал наблюдать боль в плече. Это отвлекло от сердца. Несколько раз я по часу наблюдал эту боль, она менялась, стихала, но все же каждый раз - возвращалась. И наконец, мне в голову пришло наблюдать плечо и сердце в связке - вместе.
Я слышал про случаи, когда люди обращаются с болью в плече, а на самом деле у них болит сердце. Но, мой-то случай про другое... - думал я. Ну вот же - я ощущаю это как костно-фасциальную боль, она же вот возникает только в определенных положениях... И вот я начинаю наблюдать плечо и сердце - вместе. И они начинают пульсировать синхронно...
И тут, в какой-то момент, я ощущаю себя... своей матерью. Это трудно описать, я как бы и вижу её, [причем молодой] но ощущаю именно изнутри. И вдруг понимаю, что это... у нее болит сердце за меня! Ну, это да, я же все делаю неправильно... Проносится серия картинок из детства...
Сердце действительно начинает покалывать. А потом связка плечо-сердце как бы рвется. Их ритмы расходятся. Сердце начинает биться чаще и смещается в центр груди, где оно анатомически и находится (я понимаю, что все это время я ощущал его смещенным к плечу). А плечо продолжает пульсировать в том же ритме, и боль потихоньку стихает.
Но это еще не всё. Тут наступает пятиминутный перерыв, после которого я сажусь медитировать снова. Обнаруживаю, что пульсация сместилась в солнечное сплетение и снова стала очень мощной. Как будто что-то хочет вырваться оттуда. Я стал усиливать это ощущение, выдавливая солнечное сплетение наружу. Начались довольно стрёмные хрипы. Пришлось уйти из медитационного зала и продолжить в палатке.
Минут через 40 солнечное сплетение полностью отпустило. А оно у меня было зажато... примерно всю жизнь. Это не беспокоило, разве что в присутствии некоторых людей обострялось иной раз до неприятного ощущения. И голос у меня всегда был зажат - некоторые подмечали что зажат он именно в районе солнечного сплетения. А тут отпустило... Класс! Вы представляете, что такое,. когда отпустило что-то что уже давно воспринималось как естественный фон?!
Я пока не очень понял какие изменения это несет в плане структуры моей личности. Однако, я совершенно иначе дышу. И голос изменился, хотя голосовая привычка компенсирует это изменение, делая его не особенно заметным. Вот такие удивительные вещи умеют происходить в человеческом теле.
Я делюсь этими историями, потому что мне кажется важной идея изменений себя через наблюдение ощущений. Просто важно знать что так бывает. Что от проблемы можно избавиться просто слушая ощущения.
Кстати, уже пошли и клиенты с похожими проблемами. А прямо перед випассаной была сессия, где я не справился с этой задачей. У клиентки не было запроса на солнечное сплетение, но оно было зажато еще покруче чем у меня. Я пытался снять напряжение висцеральными техниками - продавливая напряженную точку. И напряжение уходило, да, но потом прямо на глазах возвращалось.
А надо-то было - наоборот! Не давить, а выталкивать наружу. Причем такая идея даже была, но я её почему-то отбросил... А на фесте пришла клиентка прямо с запросом про солнечное сплетение — и всё получилось довольно легко. Во всяком случае, в разы легче чем мне было самому. )))
Один из способов работы с психосоматикой - телесные метафоры. Сюжеты, которые разворачиваются при этом, как правило объясняют себя сами. Камень в груди, стрела, пиявка, лягушка... Как правило человек знает уже что это и почему - надо только вовремя спросить. Но случаются и истории-загадки...
Приводят на сеанс мальчика с болью в колене. Травм не было. Ничего криминального не вижу. Экстрасенсорных способностей у меня нет и рентгеновского зрения тоже. Честно не знаю что у него там в коленке.
Для начала дышим и я начинаю просто исследовать подвижность, расспрашиваю об ощущениях, образах... И выясняется, что в бедре и стопе - два ястреба. А в коленке - черный глаз, который мешает ястребам встретиться и подраться.
Поскольку этот сюжет — метафора телесных ощущений, моя задача - помочь ему развернуться, усиливая ощущения и направляя внимание. История разворачивается... и завершается. Глаз растворяется, ястребы улетают, ощущения меняются.
С коленкой стало лучше, через пару дней бабушка написала мне спасибо. Смысл истории остался загадкой. Вероятно, что-то семейное... Но мне и не обязательно её разгадывать. Она что-то значит для человека, и не обязана быть понятной мне. Важно что история получила внимание и в теле завершился связанный с ней динамический цикл.
Как это работает? Никто до конца не понимает. К сожалению, многое вокруг не имеет с пониманием ничего общего. Все наши понимания - это только метафоры. Они позволяют нам действовать. Но надо уметь отпускать понимание и позволять процессам разворачиваться так как они хотят а не так, как мы считаем они должны. И это ключ ко всему волшебному.
Вышел погулять. Тёплый вечер, отдельные жёлтые деревья прекрасны в свете заходящего солнца и все такое. Гуляю себе. И вдруг, где-то на повороте мне прямо в ухо как гаркнет: ну ты дура! Я аж подпрыгнул! Внезапно.
Оборачиваюсь - метрах в 5ти за мной идет девушка-подросток, лет 15-ти с фиолетовыми волосами. И стреляет словами вовсе не мне в ухо, а в свой телефон. Это странно. Идём дальше. Некомфортно. Как будто за мной едет небольшой бульдозер. Притормаживаю, пропускаю её вперёд.
Сзади - девчонка как девчонка. Примеряю её походку... Ну да, избыток энергии как у всех подростков... И запирается она, конечно в бедрах. Подергал бы её прямо за ноги, и крестец, крестец... Да и пояснично-подвздошную, а главное... В этот момент она оборачивается и внимательно на меня смотрит. 1:1 - тихонько улыбаюсь я на безопасной дистанции прогуливаясь как ни в чем не бывало.
И идём дальше. А я присматриваюсь и вижу, что походка у неё чуть-чуть изменилась. Чуть-чуть. Но определённо изменилась. ))
Однажды в поезде проводник не разбудил меня на станции Придача. А следующая Лиски, два часа. И вот я просыпаюсь: часы, штаны, и иду в купе проводника, очень злой.
И такой: Ё#! Ты чё ваще?! Вот бы он попробовал оправдываться, я бы не знаю! Но он посмотрел на меня, сделал паузу и сказал одно слово: виноват. И всё. И кулаки опустились и разжались. Это было удивительно.
Обида это неприятие определенного потока переживаний. Это в первую очередь, ты как бы говоришь себе: я заслуживаю лучшего! Я пассажир за деньги в конце-концов! И стазу становится неприятно.
Не приятно. Приятность это принятие. Приять, то есть "принять то переживание, что пришло сейчас ко мне я, извините не могу" - как бы говоришь ты. Этого со мной быть не должно! А дальше, внимание: Сопротивление потоку жизни в этот момент прямо пропорционально силе неприятности ощущения, рождаемого этим неприятием.
По мере нарастания сопротивления интенсивность неприятного ощущения переходит определенный порог, за которым воспринимается уже как боль. А вот тут происходит самое интересное.
Мы оглядываемся по сторонам и быстро находим того, кто в этом виноват. И нам нужен срочно он не просто так, а в роли именно виноватого. И если он эту роль безропотно принял тут всё и закончилось.
А если вдруг он эту роль принимать не хочет... Мы его можем за это наказать по морде чайником, потому что "наказаний без вины не бывает" (с), а виноватый будет виноват вдвойне за то, что не принял вину сразу и вынудил нас его наказывать, хотя нам совсем этого не хотелось.
А если вдруг наказать его нам нечем, тут-то и выходит на сцену обида! Мы как бы сворачиваем непринятый поток переживаний в комочек, и прячем эту боль в теле. И как бы говорим, смотри: вот тут у меня теперь боль. И эта боль будет твоей виной. Это такой интуитивный род проклятья.
Человек потом чувствует себя виноватым и, хотя может этого и не осознавать, но ведет себя подсознательно как виноватый и люди ему не очень доверяют, и качество жизни у него немного ухудшается. Сглаз и порча.
А тот, кто её навел, потом приходит ко мне на сеанс и когда мы находим этот комок боли, говорит: да конечно, я знаю на кого это обида, доктор... а можно сделать чтоб ему еще хуже было?
А я такой, ну... можно, да. В интернете есть специалисты... тока я такого не рекомендую. Я бы наоборот, советовал боль отпустить... но это придется мало того, что простить, еще извиниться и поблагодарить. Так что пока мы эту боль можем и оставить.. но будет запрос - велкам.