Массаж — как танец. Ты вдруг начинаешь слышать внутреннюю музыку другого тела. И твое тело откликается на нее движением…
Но иногда в другом тебе - нет музыки. И тогда ты сам начинаешь ее играть своими прикосновениями. Прикасаясь то легко, то плотно, следуя ритму своего сердца. Что-то раскачиваешь, тормошишь, согреваешь, пробуждая клетки и внимательно прислушиваешься - не зазвучит ли там музыка?
Примерно также разыгрывается гитара, на которой давно никто не играл. Она начинает звучать неспеша, неохотно, как бы пробуждаясь от глубокого сна.
Мне не интересно “решать проблемы” - мой массаж не решает никаких проблем, так же, как не решает их танец. Хотя, бывает что потанцуешь… и проблема куда-то… делась?!
Мне не очень интересно “чинить” вас. Как только вы поймете зачем вы себя ломаете и перестанете это делать — тело танцуя починит себя само. Моя задача — пробудить внутреннюю музыку.
Для меня нет "профессионального развития" в массаже. В следующем году будет 30 лет как делаю массаж. И я не могу сказать что на старте мои сессии были в чем то слабое того, что я делаю сейчас. Как ранний Маяковский ничуть не хуже позднего.
В танце техника — второстепенна. Важнее присутствие, внимание, энергия, эмоция. Тотальность. Состояние.
Мне по-прежнему странно что я все ещё танцую за деньги. Впрочем, что ещё тут делать если не танцевать? Хоть за деньги, хоть без оных?
Иногда бывает что затанцевать, зазвучать человеку мешает какое-то старое, забытое решение. Когда-то он решил разорвать связь с ритмом своего сердца, чтобы обрести принятие сердитых окружающих…
И тут, кроме массажа - у меня ещё ворох инструментов. Можно танцевать со смыслами, чувствами, историями… Но задача все та же — помочь вам “зазвучать”. Главное услышать музыку внутри себя. И тогда… открываются двери совершенно новых возможностей.
Первая моя влюбленность была короткой. Лет мне было 5 или 6. Я впервые нарушил границу, — вышел без разрешения погулять в соседний двор.
Там, на качелях, бабушка качала девочку. Девочка была похожа на котенка. Я смотрел завороженно, и со мной что-то происходило необычное. Не могу сказать что... Это продолжалось может пару минут, они с бабушкой ушли и я ее больше никогда не видел.
Я не мог тогда и не смогу сейчас описать, что со мной произошло в тот момент. Но это было необычно, по меньшей мере настолько, что я эту историю запомнил, несмотря на то, что никогда никому не рассказывал.
В начале всякой любви — должно быть чудо. Нечто невозможное, выпадающее из ровного контекста повседневных обычностей. Иначе история не будет волшебной.
Конечно, история с женщинами-кошками в моей жизни повторялась не раз. И я имел возможность пронаблюдать что происходит. Я вдруг, как будто получаю доступ к какому-то внутреннему ресурсу в совершенно другом объеме, чем обычно.
Я попадаю в поток другого качества, я перестаю себя узнавать... но через пару, пусть уже не минут, а дней, недель или месяцев — они разворачиваются спиной и уходят, уводя с собой бабушек, и зыбкое волшебство...
Впрочем, я учусь. Учусь видеть волшебство, разлитым прямо посреди обыденности. Оно прямо здесь. Ничто не мешает его видеть, кроме поглощенности всякой ерундой.
Это некое внутреннее действие, и оно как-то связано с глазами. В какой-то момент... я делал массаж и вдруг на меня накатила сонливость. Я не стал с ней бороться. Я уже давно понял, что бороться ни с чем не надо, надо исследовать. И я стал наблюдать эту сонливость и вдруг увидел реальность состоящей как бы из двух частей.
Одна сторона — это плоская, скучная, голая действительность, вредная для здоровья. А другая — это как бы сновидение, разлитое в воздухе. Оно чувственное, волшебное, нелинейное и нелогичное...
Эти две реальности накладываются друг на друга, слипаются в одну. Но я, на некоторое время как будто завис между. С удивлением переводя взгляд то на одну, то на другую...
И мне вдруг вспомнились слова Дона Хуана о некоем действии, которое совершается глазами, но объяснить что это за действие — невозможно. И через пару дней, гуляя по Пущино — я вдруг вспомнил об этом и решил попробовать.
И я посмотрел на действительность. Меня окружал осенний парк, листва почти облетела, мусор, разного рода ветхости и облезлости окружающего пространства бросились в глаза. Действительность была довольно унылой и серой.
И затем я глазами переключил что-то в себе и посмотрел на разлитое в воздухе волшебство. И я увидел свет и тени... и красоту мелких трещин в бетонной плитке и дрожащее марево воздуха, которым я могу дышать... и у меня навернулись слезы от глубины и чуда этого момента.
И когда я делаю, скажем, массаж, я могу взаимодействовать с действительностью. И это взаимодействие всегда ощущается как работа, — действительность всегда сопротивляется, ее нужно раскачивать, мять, тянуть, чтобы хоть немного что-то сдвинуть. И да, это иногда приходится делать. Также, как иногда приходится мыть посуду и подметать в квартире.
Но можно также взаимодействовать со сновиденной реальностью. Здесь все зыбко и тонко. Здесь царят настроения, волны, паузы... Тут появляется ритм, и начинает тебя куда-то вести... Иногда я понятия не имею что я сейчас делаю, вдруг рождаются какие-то новые приемы и техники, но я чувствую себя в них уверенно, как будто делал это всю жизнь.
И иногда это сновиденное и легкое натыкается на плотные куски действительности. Однако и там, внутри этих плотных комков действительности — всегда заперто какое-то сновидение, в которое человек решил не смотреть. Но если отпустить это сновидение, комки растворяются и действительность становится податливой и текучей...
Фидбеки о сессиях первого типа звучат реалистично и конкретно: "у меня перестало болеть", "увеличилась подвижность", "стало получаться"...
Фидбеки второго типа, отмечают в первую очередь изменения восприятия. И содержат слова типа: "волшество", "чудо", "легкость", "как будто во мне проснулась жизнь", "я дышу"!, " а что так можно"?!
Волшебство окружает нас — постоянно и непрерывно. А любовь — это то, что позволяет нам иногда явственно это волшебство увидеть. А потом она поворачивается гибкой спиной и уходит, как бы говоря: — ну, дальше сам... ))
Массаж - он как музыка. В нем есть ритм, лейтмотив, развитие, есть динамика, акценты, и в финале - чувство законченности, очень похожее на разрешение последних аккордов симфонии в тонику. Ну... или, скажем, в хорошем массаже это всё —должно быть. Мне отчего-то так кажется.
Однако, этому не учат. Нет, конечно, как надавить, где ущипнуть и в какую сторону погладить - тоже важно. - На пианино, не поставив руки, тоже много не сыграешь. Но дальше-то, куда с этой техникой?
Может показаться, что такое сравнение - поэтическая натяжка, но параллелей больше чем кажется. В сущности - что такое музыка? - Это набор консонантных вибраций, последовательно разворачиваемый во времени. Тут уже не поэзия, а чистая математика.
Каждая нота имеет свою частоту вибрации. Между собой звуки музыки состоят в отношениях диссонансов и консонансов. - Консонансы воспринимаются как приятные, благостные, гармоничные созвучия, диссонансы же - это неприятные, тревожные ноты.
Каким образом эта математика рождает в нас чувства? Каждый орган человеческого тела тоже имеет свою частоту. И разной степени приятности/неприятности ощущения в нашем теле - по сути те-же самые частотные консонансы и диссонансы. Поэтому музыка и способна рождать ощущения.
Несущей основой в музыке является ритм. И, знаете ли вы, что границы музыкального ритма - это диапазон пульсаций нашего сердца? В пульсации выше 200 [ударов в минуту] доли начинают слипаться, а пульс ниже 40 - уже не воспринимается как ритм.
Ньюансы ритмической пульсации создают первичное настроение музыки - то, что называется "драйв". Ноги сами идут в пляс, ну... или хочется затаить дыхание и слушать... Впрочем, на этой планете есть и разновидность музыки, начисто лишенная ритма. Временные интервалы там строго алогичны. Это саэты - испанские погребальные песнопения. Погуглите. Жуть.
Большинство массажистов держит однообразно-механически какой-то ритм, и считанные единицы работают с ним сознательно. То есть, например, стараются сохранять непрерывность ритма [в течении сеанса], делают акценты, выдерживают ритм в паузах, плавно наращивают и замедляют ритм... и самое главное - чувствуют как этот ритм отзывается в теле "клиента".
Массаж может быть подобен "с листа" сыгранному произведению, а может быть и импровизацией, диалогом, когда контакт с каждой частью тела сам подсказывает характер, интенсивность и ритм взаимодействия.
В общем, аналогия массажа с музыкой для меня отнюдь не метафора, а вполне рабочая модель. Когда первое, легкое прикосновение к крестцу рождает ощущение, и далее, в течении 2-3х часов это ощущение непрерывно разворачивается новыми и новыми подробностями... в этом есть какое-то шаманство, да. Я каждый раз не знаю, что за массаж сейчас будет. Даже с одним и тем же человеком никогда не получается два раза один в один.
Правда, контакт бывает разной глубины. Бывает, что тело как бы "немое" и приходится прилично поработать, чтобы хоть чуть-чуть раскачать те ощущения, которые удается поймать. А бывает, что эти ощущения сами тебя раскачивают, так что их еще приходится сдерживать.
Поэтому мне всегда сложно ответить на вопрос - что за массаж я делаю? Когда ощущений нет - я могу разыграть классический, тайский, миофасциальный... "по нотам". Но такого почти не бывает, даже в этом случае это всегда вариации...
Ну, и подытоживая аналогию: что с нами делает музыка? - Музыка способна проводить нас по состояниям, вызывая резонансы в теле и уме и сонастраивая части нашей души. Т.е. прослушивание музыки приводит нас в результате к более гармоничному внутреннему состоянию. Можно сказать, что и музыка это в некотором роде массаж... тонкого тела. )